Представители народности месхи, проживающие в Месхетии, причисляют себя к турецкому этносу. Чаще всего их называют турками-месхетинцами, хотя некоторые аспекты происхождения народа по-прежнему остаются тайнами для учёных. Немалая часть представителей этой ветви турок проживает в России.
Как же живёт этот народ? Почему большинство турок-месхетинцев сегодня находится вдали от исторической родины? И как появился этнос?
“Ребус” для учёных
Вопрос происхождения турок-месхетинцев так и остаётся главной загадкой, своего рода “ребусом”, который по сей день пытаются разгадать исследователи. Особенно активно учёные стали проявлять интерес к этой проблеме в прошлом столетии. К 70-м годам XX века сложилось две популярных теории происхождения турок-месхетинцев:
● Согласно первому предположению, изначально месхетинцы принадлежали к коренному грузинскому населению. Однако оказавшись под властью Османской империи, они были обращены в мусульманскую веру. Население было отуречено, а вскоре и вовсе забыло своё происхождение, причислив себя к туркам.
● Вторая версия исследователей склоняется к тому, что турки-месхетинцы являются потомками тюркских племён, обитавших на территории современной Грузии. В исторических источниках их называют “ахыскинские турки”.
Исторические перипетии
Как мне кажется, проблема в изучении этногенеза турок-месхетинцев кроется в сложных хитросплетениях их истории. Грузинские племена на протяжении многих веков взаимодействовали с тюркскими народностями. Со II века нашей эры наблюдалось три крупных волны завоеваний тюрок.
Приход авар, гуннов и хазар заметно отразился на культуре местного населения. В дальнейшем и огузы, и кыпчаки претендовали на власть в Грузии. Чтобы избежать огузского нашествия, цари Грузии вынуждены были заключать политические союзы с кыпчакскими правителями.
В дальнейшем Грузия распалась на несколько царств, каждое из которых придерживалось собственной линии поведения во внешней политике. А через время именно грузинские земли оказались ареной, где развернулось противостояние Османской империи и государства Сефевидов. Конечно, все эти события отражались не только на условиях жизни, но и на менталитете местных племён.
Времена депортации
До 1829 года большая часть турок-месхетинцев проживала на своей исторической родине — в Месхетии. Однако по окончанию Русско-турецкой войны этот регион был разделён. Часть его перешла к османам, часть — к России. Во время Великой Отечественной войны значительное число месхетинцев участвовало в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Одиннадцать человек, принадлежащих к данному этносу, получили звание Героев Советского Союза.
Однако в жизни турок-месхетинцев начинаются сложности в 1944 году. Немалая часть людей была депортирована. Под подозрение попадали все, кто поддерживал отношения с другими турками.
Многие турки-месхетинцы были переселены на территории Казахстана, Киргизии, Узбекистана. В 1956 году депортированные получили возможность возвратиться на родину, однако воспользовались этим правом лишь немногие из них. К тому времени они уже обустроились на новых территориях, из-за чего сегодня турок-месхетинцев можно встретить в самых разных регионах России и соседних стран.
Современные реалии
В наши дни месхетинцы сохраняют культурное наследие своих предков. Большинство турок данной этнической ветви исповедует ислам ханафитского мазхаба. Особенностью этого религиозного направления является верность традициям и определённым старинным ритуалам, что и демонстрирует нам жизнь месхетинцев.
Местные обычаи играют важнейшую роль в их жизни. При возникновении конфликтных ситуаций, спорных моментов представители общин обращаются к урфам, которые помогают найти ответ на волнующий вопрос. Считается, будто и сам Коран составлялся по этому принципу. Сегодня же священная книга мусульман у данного народа является источником величайшей мудрости и ответов на все вопросы, которые задаёт миру человек.
Современные месхетинцы считают, что в жизни есть особенно важные аспекты, на которые они обращают внимание в первую очередь. К ним принадлежат семейные ценности, образование, уровень достатка человека, отношения с окружающими (особенно с людьми старшего возраста, и не имеет значения, кто это — мужчина или женщина) и даже приём пищи.
Турки-месхетинцы принадлежат к “народам без родины”. Они хранят память об исторической области и её прошлом, о своих предках, но большинство современных представителей этноса проживает вдали от этих мест. Причиной тому были исторические преобразования, события минувшего века, ставшие причиной разделения народа. Несмотря на это, они продолжают бережно хранить свои культурные ценности.